Артикуляционная гимнастика — это упражнения, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции (губ, нижней челюсти, языка), увеличить объём и силу движений, выработать точность позы необходимую для произнесения того или иного звука.
ПРИЧИНЫ, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
НАДО ПОМНИТЬ, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
ПРИЧИНЫ, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
НАДО ПОМНИТЬ, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, при чем ребенок должен видеть лицо взрослого (можно сесть напротив ребенка), так как ребёнку необходим зрительный контроль, и четкие инструкции (сначала улыбнись так, чтобы стали видны зубки, теперь открой рот и т.д.). Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. При этом:
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 3-5 минут, при этом статическое упражнение выполняется по 5-15 секунд, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка, для того, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.
- При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
- Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.
- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.
- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
ПОМНИТЕ! О возрастных нормах появления звука (к 1-2 годам — А, О, Э, П, М, Б; в 2-3 года — И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й; 3-4 года — С, З, Ц; 4-5 лет — Ш, Ж, Ч, Щ; 5 – 5,5 лет — Л, Р... ). Поэтому не торопитесь с 3-х или 4-х летним малышом разучивать артикуляционные упражнения для звука [р]. При этом артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста - логопеда
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. При этом:
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 3-5 минут, при этом статическое упражнение выполняется по 5-15 секунд, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка, для того, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.
- При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
- Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.
- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.
- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
ПОМНИТЕ! О возрастных нормах появления звука (к 1-2 годам — А, О, Э, П, М, Б; в 2-3 года — И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й; 3-4 года — С, З, Ц; 4-5 лет — Ш, Ж, Ч, Щ; 5 – 5,5 лет — Л, Р... ). Поэтому не торопитесь с 3-х или 4-х летним малышом разучивать артикуляционные упражнения для звука [р]. При этом артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста - логопеда
Вашему вниманию предлагаю красочно оформленные мною комплексы артикуляционных гимнастик с рекомендациями по выполнению упражнений, из методического пособия Краузе Е.Н.