Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения, у окружающих его взрослых (прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произнесение звуков. Ошибки в произношении основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так - не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами. Самое лучшее - обратиться за помощью к специалисту.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание, на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок в парк, сквер, к реке привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советую вам завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить ребят с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки и потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формирует нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. Найдите время для таких прогулок.
Взрослые очень любят всё рассказывать и объяснять сами. По отношению к младшим дошкольникам это допустимо, а старшим детям необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. А нам взрослым нужно научиться слушать детей, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ
|