Уважаемые коллеги, важным условием для улучшения качества воспитательно-образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения в непосредственно образовательной деятельности и во время самостоятельной деятельности ребенка.
Воспитание звуковой стороны речи.
В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и развитие просодической стороны речи (хороший темп речи, навык мягкого голосоведения, интонационная выразительность, правильное речевое дыхание, а также длительный речевой выдох), работа над слоговой структурой слова, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.
Взрослые заинтересованы в прогимназиях: родители - потому, что это некая гарантия попадания в нужную школу, учителю; воспитатели - чтобы снять с себя лишнюю заботу. А в результате страдает ребенок, т.к. раннее обучение лишает ребенка инициативы, убивает его личность. Дошкольный возраст - замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.
Все это отговорки, что раннее обучение проходит в игровой форме. Считается, что стоит посадить куклу или сделать два притопа - три прихлопа, и это уже игровая деятельность. Игровая форма может работать только тогда, когда дети умеют играть.
Суть дела в том, что и в детском саду, и в семье никто не придает игре должного значения. Родители считают ее потерей времени, воспитатели берегут силы. Взрослому трудно играть - надо придумывать, изобретать, прыгать, двигаться. Гораздо проще посадить детей за стол и сказать: «Вот это круг, это квадрат». В детском саду очень много, скажем так, школы. Проанализировав режим дня дошкольного учреждения: в среднем на игру уходит 40 минут. Остальное - занятия и режимные моменты.
Если ребенок не умеет играть, у него хуже сознание, самосознание и произвольность - способность владеть собой. Ребенок может действовать только под давлением, не может сорганизоваться, лишен самостоятельности. Более того, во взаимодействии с дошкольниками самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее русле, можно добиться значительно более высоких результатов.
В задачу педагога не входит коррекция звукопроизношения, но вы должны предотвратить те или иные проблемы в звукопроизношении, которые могут возникнуть у ребенка (т. е. профилактику).
|